Организация ИТ на промышленном предприятии (CobIT, ISO 9001, ITIL)

CobiT расшифровывается как «контрольные объекты для информационных и смежных технологий». Задача данного стандарта заключается в ликвидации разрыва между руководством компании с их видением бизнес - целей и структурой ИТ,  осуществляющей поддержку информационной инфраструктуры, которая должна способствовать достижению этих целей (информационный капитал)
 

Смею утверждать, что управление предприятием под влиянием внешних факторов изменяется достаточно быстро. Даже если информационные технологии не были включены в статегический план предприятия, в любом случае они должны как минимум соответствовать этим изменениям.  В случае несоответствия возникает разрыв, и если его не устранить, то и стратегический дрейф.

 

К чему приводит несоответствие корпоративной стратегии ?

Это приводит к очередной реорганизации, поскольку погибнуть такая важная структура не может в виду отсутствия конкурентной среды. 

 

 

Ключевые области управления ИТ согласно CobIT
Для участия в достижении стратегических целей предприятия необходимо сконцентрировать свое внимание на пяти ключевых областях.:
 
1 Соответствие стратегии Делает акцент на связи между планами бизнеса и ИТ
2 Полезность Представляет собой реализацию предложений ИТ
3 Управление ресурсами Ориентировано на оптимизацию инвестиций, руководство приложениями, информацией, инфраструктурой и персоналом
4 Управление рисками Ориентировано на анализ и доведения до  высшего руководства корпоративных рисков, связанных с информационными технологиями для принятия решений
5 Оценка эффективности Представляет собой контроль за реализацией стратегии, результатами  проектов, эффективностью процессов и сервисным обслуживанием.

 

CobIT предлагает рассмотреть такую схему стратегического соответствия. 


 

Любая инициатива организации в сфере бизнеса может быть представлена как бизнес цель для ИТ.
Несмотря на то что, что CobIT рекомендует использовать систему сбалансированных показателей, предложенную Нортоном и Капланом, использовать рекомендуемый набор показателей достаточно сложно.

 

Общая схема CobIT
Ориентированный на процессы подход можно изобразить как 34 процесса, сгруппированные в четыре домена (планирование, построение, выполнения и контроля)  обеспечивающие комплексное видение ИТ в целом.  
 
Планирование и организация
Домен ланирование и организация необходим для того, чтобы управление всеми ресурсами было взаимосвязано с корпоративной стратегией и приоритетами. Служба ИТ, наряду со всеми заинтересованными сторонами ответственна за получение оптимальных результатов от деятельности организации. Стратегический план улучшает понимание акционеров в отношении возможностей и ограничений ИТ, помогает оценить текущую эффективность, определяет требования к персоналу и уровень необходимых инвестиций.
 
Процесс Объекты контроля Действия
PO1 Разработка стратегического плана развития ИТ Цели, стратегический и тактические планы, портфель проектов
  • обеспечить взаимосвязь бизнес -целей и целей ИТ
  • определить критические зависимости и текущую эффективность
  • разработать стратегический план
  • разработать тактические планы
  • провести анализ портфеля инвестиционных программ и управлять портфелем проектов и услуг ИТ
PO2 Определение информационной архитектуры Модель, справочники, схемы
  • создать и поддерживать корпоративную информационную модель
  • создать и поддерживать корпоративные справочники данных
  • разработать и поддерживать схемы классификации данных
  • обеспечить владельцев данных процедурами и инструментами
  • применять информационную модель, справочники данных и схемы данных для оптимизации бизнес систем
PO3 Определение направлений технологического развития План инфраструктуры, технологические  стандарты, инновации
  • разработать и поддерживать план технологической инфраструктуры
  • разработать и поддерживать технологические стандарты
  • публиковать технологические стандарты
  • осуществлять мониторинг технологического развития
  • определять будущее стратегическое применение новой технологии
PO4 Определение ИТ процессов, организационной структуры и взаимосвязей Организационная структура, владельцы, разделение ответственности
  • создать организационную структуру, включая информационные комитеты и связи с заинтересованными сторонами
  • разработать методологию ИТ процессов
  • определить владельцев систем
  • установить и реализовывать должностные функции и обязанности, включая надзор и разделение обязанностей
PO5 Управление инвестициями Приоритеты, бюджет, затраты
  • осуществлять поддержку портфеля инвестиционных программ
  • осуществлять поддержку портфеля ИТ проектов
  • осуществлять поддержку портфеля ИТ услуг
  • разработать и поддерживать формирование бюджета ИТ
  • определить, информировать и осуществлять мониторинг затрат и прибылей от ИТ инвестиций
PO6 Информирование о целях и направлениях развития ИТ Политики, корпоративные риски, стандарты
  • разработать и поддержать методологию и среду ИТ контроля
  • разработать и поддерживать ИТ политики
  • информировать о методологии ИТ контроля, целях и направлениях развития
PO7 Управление персоналом Наем, компетентность, обучение
  • определить навыки ИТ, создать описания должностных обязанностей, уровни оплаты труда и инструментарий сравнения эффективности работы
  • реализовывать кадровую политику и процедуры (наем, рассмотрение, обучение, оценка, продвижение и увольнение)
PO8 Управление качеством Стандарты, требования бизнеса, мониторинг соответствия
  • определить процессы, входящие в систему качества
  • разработать и поддерживать стандарты в области качества
  • осуществлять измерение, мониторинг и анализ соответствия целям качества
PO9 Оценка и управление ИТ рисками Методология, оценка, реагирование
  • Организовать управление рисками
  • оценить инциденты, связанные с рисками
  • осуществлять поддержку и мониторинг исполнения плана обработки рисков
PO10 Управление проектами Методология управления проектами, ресурсы, риски
  • определить стандарт управления проектами
  •  мониторинг ИТ проектов, измерений, измерений и системы управления
  • осуществлять эффективный контроль над проектами и внесениями изменений в проекты

 

 

Эксплуатация и сопровождение
Часто на крупных предприятиях внедрена система система менеджмента качества (СМК) и процессы ИТ (если включены в СМК) должны соответствовать требованиям ISO 9001.
Аудит по ISO 9001 обычно затрагивает раздел эксплуатации и сопровождения инфраструктуры (технические и программные средства), влияющие на  результат бизнес деятельности предприятия.

 

Соответствие процессов ISO 9001, CobIT и ITIL

Входы
Бизнес - требования к сервисам и бизнес - приложениям являются входной информацией для организации и непрерывного улучшения процессов ИТ и удовлетворенности потребителей.

Выходы
Результатом работы процессов ИТ являются сервисы и приложения, обеспечивающие работу всех автоматизированных бизнес - процессов компании.

ISO 9001. Организация вправе передать выполнения своих процессов ИТ и привлекать ресурсы сторонних организаций. В случае, если процесс входит в систему менеджмента качества предприятия и влияет на выпуск продукции, то организация обязана организовать управление таким процессом.

 

Применение ITIL в организации управления ресурсами, в том числе и внешними

В то время, как CobIT является лучшей практикой управления и контроля, лучшей практикой организации процессов, связанных с инфраструктурой и сфокусированная на предоставление услуг является концепция ITSM библиотеки ITIL.  Структурно ITSM представляет совокупность 10 основных процессов, описанных в томах Service Support и Service Delivery
 

Процесс CobIT Процесс ITSM Описание процесса
DS1 Определение и управление уровнем обслуживания Управление уровнем услуг Разработка и поддержка каталога услуг в актуальном состоянии. Разработка и ввод соглашения об уровне услуг на основании требований заказчика, согласование целевых показателей уровня услуг, разъяснение причин нарушений,  инициация корректирующих действий
DS2 Управление услугами сторонних организаций Управление отношениями с подрядчиками Управление договорами и контрактами для обеспечения целостности оказываемых услуг 
DS3 Управление производительностью и мощностями Управление мощностями План мощностей включает сбор данных о ресурсах, инициация изменений для гарантирования заказчику, что он всегда будет иметь  достаточный запас мощностей для текущих и будущих потребностей
DS4 Обеспечение непрерывности ИТ сервисов Управление непрерывностью и доступностью Гарантирование, что согласованные с заказчиком обязательства будут выполнены при любых обстоятельствах.  Тестирование непрерывности услуг.
DS5 Обеспечение безопасности систем Управление информационной безопасностью Защита корпоративной информации и инфраструктуры от несанкционированного доступа. Анализ рисков.
DS6 Определение и распределение затрат Бюджетирование и учет затрат Определение и контроль реальной стоимости сервисов, прогнозирование выручки и затрат. Учет отклонений от бюджета.
DS7 Обучение и подготовка пользователей   Необходимо проведение тренингов и регулярное информирование пользователей о вопросах безопасности.
DS8 Управление службой технической поддержки и инцидентами Управление инцидентами Быстрое восстановление работоспособности услуги в случае возникновения инцидентов. Обрабатывает звонки пользователей, регистрирует, расставляет приоритеты.
DS9 Управление конфигурацией Управление конфигурациями Регистрация и контроль всех данных от инфраструктуре (системы, сетевые устройства, сервера, оборудование и пр)
DS10 Управление проблемами Управление проблемами Упреждение, позволяющее выявить корневые причины сбоев и предотвратить их, оценка и контроль известных ошибок
DS11 Управление данными   Процедуры резервного копирования и восстановления и их регулярное тестирование.
DS12 Управление безопасностью и защитой от воздействия окружающей среды   Эффективность систем бесперебойного питания (дата-центров, серверных комнат и т.п.).
DS13 Управление операциями по эксплуатации систем Управление операциями  
 

 

 

Мониторинг и анализ
Эффективное управление процессами ИТ требует мониторинга. Данный процесс включает в себя определение индикаторов, позволяющих быть уверенным, что все делается правильно в соответствии с принятыми направлениями и политиками 

 

Объекты мониторинга Обязательные требования ISO 9001 Требования CobIT Рекомендации ITIL
Мониторинг технологического развития   +  
Мониторинг ИТ проектов   +  
Мониторинг ИТ рисков   +  
Мониторинг соответствия целям качества + +  
Мониторинг и отчетность по SLA   + +
Мониторинг  услуг     +
Мониторинг услуг поставщиков   + +
Мониторинг удовлетворенности заказчиков услуг +   +
Мониторинг инцидентов     +
Мониторинг потенциальных инцидентов в сфере безопасности   + +
Мониторинг инфраструктуры и обработки разрешения проблем   + +
Мониторинг доступности производительности и мощностей ИТ ресурсов   + +

 

 

 

 
Hosted by uCoz